З молоком матері: історичне коріння російського мародерства
Многие не могли даже предположить, что такое возможно в современных условиях и где-то среди нас проживают способные на это люди. Как же так получилось, что они оказались изолированными от влияния мировой цивилизации?
Из истории государства и права известно, что в российских законах не уделялось должного внимания охране личного имущества. Так, письменные источники (жалованные грамоты, судебники 1497 и 1550 гг., «Соборное уложение» 1649 г.) фиксируют лишь санкции за посягательство на боярскую и царскую собственность. Причина этому проста: рядовые граждане сами по себе фактически были имуществом и не имели никаких прав без позволения своего барина, а их личные вещи уж тем более высокой ценности не имели. Такое положение вещей сохранялось формально до отмены крепостного права в 1861 г., а фактически до ликвидации российской империи в 1917 г. Немногим отличалось и положение крестьян в советских колхозах, которым вплоть до 1960-х гг. не выдавали паспорта, дабы они не могли никуда уехать.
Во времена Петра І на уровне законодательства были закреплены такие понятия, как «мздоимство» и «лихоимство». Дело в том, что даже в XVIII в. российская система местного управления была построена таким образом, что чиновники должны были «добывать» себе доход самостоятельно. Поскольку очень часто они меры не знали и могли спровоцировать восстания, то царь установил грань дозволенного. Всё, что в пределах нормы – мзда. Получение её, соответственно, называется мздоимством. Поборы свыше установленного предела – лихоимство. Притом наказание постигало не только лихоимцев, но также и чиновников, не выполнявших нормы по мздоимству.
Пожалуй, есть у россиян «национальная черта» – страсть к чужому за неимением своего, и не только в материальном плане. Однако эти законы актуальны для мира преступного, а не цивилизованного.
Национальная академия СБУ
* Точка зору автора може не збігатися з позицією агентства
реклама